- ТОВАР
- (good ; commodity; product) продукт труда, произведенный для продажи. Т. - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, использования и потребления. Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены и прочими атрибутами. Т. обладает двумя принципиальными свойствами - потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость - это способность Т. удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Отличительная особенность потребительной стоимости Т. состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности Т. обмениваться в известной пропорции на другие Т. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением ее в акте обмена. Потребительная стоимость выражается вещественным свойством Т., а стоимость - общественным. Для современного мирового рынка характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с углублением международного разделения труда, развитием науки и техники, ростом общественных и личных потребностей. В круг Т. вовлекаются все более разнообразные результаты трудовой деятельности, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды творческой интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также многообразные услуги. При этом новые, редкие, а также более уникальные Т. обычно продаются по высоким или очень высоким ценам. Переход же .к массовому производству приводит к снижению цен на них. Особенно наглядно этот процесс прослеживается на продукции электроники. Наиболее дорогостоящим Т. является наукоемкая, художественная и иная продукция, требующая больших затрат умственного труда. По мере включения в хозяйственный оборот природных ресурсов многие из них также приобретают свойства Т., становясь объектом купли-продажи с устойчивой тенденцией повышения цен на них (земля, вода, полезные ископаемые, дикие животные и растения и др.). Т. классифицируются по различным критериям: Т. конечного и промежуточного потребления, Т. потребительского и производственного назначения, Т. длительного и краткосрочного пользования, товары повседневного и "интервального" пользования, Т. сезонного спроса, Т. роскоши, сырьевые продукты и готовые изделия, экспортные Т., уникальные Т., новые и подержанные Т., услуги и т.д. Многообразие классификаций отражает наличие колоссального и все более расширяющегося мира Т. (продуктов), удовлетворяющих растущие потребности как самого человека, так и производства.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.